2 дек. 2008 г.

Caotica Ana


At last...

Here is my movie.


Анна и её беспокойства
Источник: Борис Примочкин, "Мир-инфо", 11.08.2008
Фильм испанского режиссера Хулио Медема "Беспокойная Анна", который представлен артхаусной компанией "Кино без границ", запоминается своей многослойной необычностью, которая пронизывает все слои картины. Здесь и странность сюжета, и смелый выбор главной героини Анны (дебют Мануэла Вельес), и манеры ее игры, и операторской работы, и музыки... В этой необычности и достоинства и недостатки фильма. Но достоинства явно перевешивают.
Начало фильма — своеобразный эпиграф. Идет демонстрация соколиной охоты. Во время объяснений охотника на голову сокола попадает от пролетающей сверху голубки капля ее помета. Хищника вытирают, успокаивают, запускают в небо, где он легко настигает и расправляется с обидчицей.
Дальше действие переносится на живописное побережье какой-то первозданной красоты. Здесь в экзотической пещере живет 18-летняя художница Анна с отцом, воспитавшем ее без матери. Рисует она в стиле примитивиста Пиросмани яркие, праздничные картины восковыми красками. Во время одного из вернисажей ее картины замечает меценатка Жюстин (Шарлота Ремплинг) и приглашает ее учится в свою частную школу, где Анна влюбляется в молодого художника-араба Саида (Николя Казале). В школе у неё появляется подруга Линда (Бебе Робельедо), гипнотизер Англо (Асьер Ньюман).
Картина из той категории, когда обычный пересказ сюжета мало, что объяснит в понимании фильма, потому что фильм Медема — кинопоэма с очень плотным поэтическим видео и звукорядом. А объяснять стихи дело неблагодарное. Лучше самому почитать. Под внешними событиями, простотой отношений между героями все время ощущается какое-то подземное смысловое движение.
Суть его многозначна. И все же выделяется несколько основных идей. Патриархат на планете земля не сделал людей счастливыми. Войны большие и маленькие постоянно сменяют друг друга. И не пора ли заменить неудачный строй — матриархатом. Или такой мотив. Англо влюбляется в Анну. Предлагает ей руку и сердце. В ответ она говорит, что не будет против, если он овладеет ею, погрузив ее в гипноз. "Но я хочу, чтобы ты любила меня в сознании" говорит он. Анна отвечает: либо так, либо никак. Почему? Потому что ее подруга Линда, которая является своеобразным отражением самой Анны, "разъяснила" ей женские принципы. Мужчины — все эгоисты и только и знают, что подлизываются к женщинам, чтобы "больше трахаться, вот все что им нужно". А потому надо отправить весь этот "мир мачо в ад, он сделал всех нас гнилыми внутри".
Повторяю, что эти истины выглядят примитивно и беспомощно в пересказе, как рыбы выброшенные на песок. Но на экране они в своей стихии. И за их органичностью стоит виртуозная работа авторов. Например, когда Анна оказывается в школе Жюстины, то для съемок были приглашены 50 реальных молодых художников. При чем полотна, которые они поставил себе на мольберты, им дали более известных и маститых художников. И не просто периода расцвета, а раннего периода их творчества, чтобы все полотна в фильме источали свежесть молодости. От такой проработки от каждого фрагмента в фильме веет первозданной свежестью. Также тщательно побрилась главная героиня, музыка, пейзажи, костюмы... Например, когда режиссер приехал в Лондон к композитору Джоселин Пук, то он для лучшего взаимопонимания, вставил в рабочий вариант на свой вкус некоторые темы из ее произведений, что позволило композитору настроиться глубже и точнее на создание музыки к фильму.
Отсюда высочайшая плотность поэтического киноязыка "Анны". Взглянуть по-новому на такую вечную проблему, как взаимоотношения мужчины и женщины, задача очень непростая. И Медем ее решил. Фильм заставляет задуматься о том, как давно и "беспощадно разделились мы на женщин и мужчин" (Марина Цветаева).
Конечно, без психоделических погружений в эту область Медем не мог обойтись. Потому и появление гипнотизера в картине достаточно закономерно. Хотя смысл гипнотических погружений и трансов, действительно, понять зрителю будет трудновато, а то и невозможно. Неопределенность здесь, если и будет кого-то раздражать, то не очень сильно. И не только не помешает цельному восприятию картины. А в чем-то даже поможет. К тому же фильм получился еще и очень личностный. Ведь Хулио снимал фильм о своей сестре художнице Анне, которая умерла в 22 года, незадолго до премьеры фильма.
Здесь очень важен был выбор актрисы на главную роль. Не верится, что дебют Вельес, которая до этого играла только телевизионной рекламе, сразу поднял ее на звездную высоту. Но ее игра, действительно, очень естественна и убедительна. И это в таком противоестественном для мира патриархата фильме стало одним из решающих условий успеха. Конечно, за ним стоит невидимая, но талантливая режиссерская работа, которая дала столь видимые на экране результаты.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

მიყვარს.